Памятка родителям первоклассников
(несколько коротких правил)
(несколько коротких правил)
Медики считают, что в 6-7 лет ребенку очень
трудно с самим собой. И тысячу раз были правы наши прабабушки, которые
отправляли своих отпрысков в гимназию в 9 лет, когда нервная система уже
сформировалась. Однако серьезных срывов и болезней можно избежать и сегодня,
если соблюдать самые простые правила.
ПРАВИЛО
1
Никогда не отправляйте ребенка одновременно в
первый класс и в какую-то секцию или кружок. Если ребенок не будет иметь
возможность погулять, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может
начаться невроз. Поэтому, если занятия спортом и музыкой кажутся вам необходимой
частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала
учебы или со второго класса.
ПРАВИЛО
2
Помните, что ребенок может концентрировать
внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки,
через каждые 10-15 минут прервитесь и обязательно дайте ребенку физическую
разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или
потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий
лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая
длительность занятий не должна превышать одного часа.
ПРАВИЛО 3
Компьютер,
телевизор и любые другие занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны
продолжаться не более часа в день – так считают врачи-офтальмологи и
невропатологи во всех странах мира.
ПРАВИЛО 4
В течение
первого года учебы ваш ребенок больше всего нуждается в поддержке. Он не только
формирует свои отношения с одноклассниками и учителями,
но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет подружиться, а кто-то и
нет. Именно в это время у ребенка складывается свой собственный взгляд на себя.
И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, –
обязательно хвалите его. Поддерживайте, не, ругайте за двойки и грязь в тетради.
Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш,
ребенок потеряет веру в себя.
Советы психолога
· Показывайте ребенку, что его любят
таким, каков он есть, а не его достижения.
· Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить
ребенку, что он хуже других.
· Следует по возможности честно и
терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.
· Старайтесь каждый день находить
время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.
· Учите ребенка свободно и непринужденно
общаться не только со своими сверстниками, но и с взрослыми людьми.
· Не стесняйтесь подчеркивать, что вы
им гордитесь.
· Будьте честны в оценках своих
чувств к ребенку.
· Всегда говорите ребенку правду даже
если вам это невыгодно.
· Оценивайте только поступки, а не
самого ребенка.
· Не добивайтесь успеха силой.
· Всегда выполняйте обещания, данные
ребенку.
· Признавайте право ребенка на
ошибки.
· Помните: ребенок относится к себе
так, как относятся к нему взрослые.
· Иногда пробуйте поставить себя на
место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.
Советы родителям будущих первоклассников
• Поддерживайте ребенка в его стремлении стать школьником.
• Обсудите с ребенком правила и нормы, с которыми он встретится в школе.
• Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получиться. Ребенок имеет право на ошибку.
• Составьте с ребенком распорядок дня, следите за его соблюдением. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если, например, у ребенка есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до поступления в школу.
• Школа должна быть рядом с домом.
• Выбирая школу для гиперактивного или медлительного ребенка, нужно, прежде всего, выбирать учителя. Он должен быть спокойным и уравновешенным.
• Поддерживайте ребенка в его желании добиться успеха. Помните, что похвала («Молодец!», «Ты хорошо справился!») – это эмоциональная поддержка.
Десять заповедей для мамы и папы будущего первоклассника
1. Начинайте забывать о том, что ваш ребёнок маленький.
Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы уже можем доверить тебе помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль, вынести ведро и т.д.)
2. Определите общие интересы.
Это могут быть как познавательные (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные интересы (обсуждение семейных проблем). Участвуйте в любимых занятиях своих детей, проводите с ними свободное время не «рядом», а «вместе». Не отказывайте детям в общении, дефицит общения – один из самых главных пороков семейной педагогики.
3. Приобщайте ребёнка к экономическим проблемам семьи.
Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, дайте ему деньги на мороженое, сравнив при этом цену на него и на другой продукт). Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, приглашайте за покупками в магазин.
4. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребёнка, особенно в присутствии посторонних.
Уважайте чувства и мнения ребёнка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя или воспитателя, отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему». Помните педагогический закон оптимистического воспитания: доверять, не считать плохим, верить в успех и способности («ты сможешь», «у тебя обязательно получится», «я в тебя верю»).
5. Научите ребёнка делиться своими проблемами.
Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие в общении ребёнка со сверстниками или взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию. Постарайтесь разобраться объективно: не считайте всегда правым своего ребёнка и неправым другого или наоборот.
6. Чаще разговаривайте с ребёнком.
Развитие речи – залог хорошей учёбы. Были в театре (цирке, кино) – пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребёнок чувствовал, что вам это действительно интересно.
7. Отвечайте на каждый вопрос ребёнка.
Только в том случае его познавательный интерес не иссякнет. В то же время прибегайте чаще к справочной литературе. («Давай посмотрим вместе в словаре, в энциклопедии»), приучайте детей пользоваться самостоятельно справочниками и энциклопедиями, а не ждать всегда вашего ответа.
8. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами Вашего ребёнка.
Видеть мир глазами другого – основа взаимопонимания. А это означает – считаться с индивидуальностью ребёнка, знать, что все люди разные и имеют право быть такими!
9. Чаще хвалите, восхищайтесь Вашим ребёнком.
На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно ещё несколько раз попробовать». Верьте, что Ваш ребёнок может всё, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.
10. Не стройте ваши взаимоотношения с ребёнком на запретах.
Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант. Уважение к ребёнку сейчас – фундамент уважительного отношения к Вам в настоящем и будущем. Никогда не пользуйтесь формулировкой «если.., то..» («Если уберёшь свои вещи, разрешу смотреть телевизор» и т.п.), это пагубно влияет на воспитание личности – ребёнок начинает принимать позицию «ты – мне, я – тебе».